Десятилетний опыт эксплуатации разработанной мною системы смазки мотоциклетного двигателя дает, как мне кажется, все основания рекомендовать созданное устройство и многочисленным мотолюбителям, и серийным заводам, выпускающим мототехнику.
Могу сказать, что значительно улучшилась работа двигателя: он стал менее шумным, исчезли стуки, улучшилась компрессия. А все дело в том, что я оборудовал свой ИЖ-56 системой раздельной смазки. Теперь в бензин я добавляю не более 1 /20 части масла, рекомендуемого для двухтактных моторов, да и оно предназначается скорее для смазки карбюратора — дроссельной заслонки, иглы и т. п.
Масло же для смазки двигателя располагается в отдельном бачке (он у меня закреплен в аккумуляторном отсеке, поскольку на моем мотоцикле аккумулятора нет — машина оборудована генератором и системой зажигания от мотоцикла «Восход»), причем слегка разжиженное бензином.
Из бачка масло подается по виниловому шлангу к патрубку карбюратора (между карбюратором и цилиндром) и вводится в него с помощью небольшого штуцера. Бачок оборудован дозирующей иглой, с помощью которой регулируется расход масла. К сожалению, приборов для подбора расхода у меня не было, однако сделать это не слишком сложно в процессе эксплуатации: масла должно расходоваться приблизительно столько же в расчете на единицу объема топлива, сколько и рекомендуют инструкции для двухтактных моторов. Так что, замерив количества бензина и масла, за несколько поездок, можно установить оптимальный расход масла.
Схема раздельной смазки:
1— впускной патрубок двигателя,
2— маслопровод,
3— дозирующее устройство,
4— маслобак.
Дозирующее устройство:
1— дозирующая игла,
2— корпус дозирующего устройства,
3— маслобак,
4— шайба,
5— гайка,
6— маслопровод.
Есть и другие признаки оптимального соотношения топлива и масла: в частности, дымность выхлопа должна быть нормальной для мотоцикла данного класса. Эффект от применения такой смазки немалый. Так, масло (в виде капли, а не в пылеобразном виде) попадает непосредственно в картер, где разбрызгивается, смазывая при этом коренные подшипники (а у двухтактных двигателей они всегда сухие!), кривошип, цилиндр, поршень и поршневой палец. Излишки масла частично сгорают, а частью попадают в выхлопной патрубок. Нагара на поршне и головке цилиндра практически не образуется, и как следствие в моторе не бывает детонаций.
Некоторых мотолюбителей может отпугнуть кажущаяся примитивность созданного мною устройства для раздельной смазки. Однако, прежде чем прийти к нему, я перепробовал несколько способов подачи масла в мотор: с помощью дозирующего насоса, червяком, через редуктор-датчик и электромагнитом. Однако остановился на этом, самом простом. И не случайно. Разрежение во всасывающем патрубке двигателя пропорционально частоте вращения коленчатого вала мотора, и, следовательно, подсос масла в патрубке также автоматически будет зависеть от оборотов — чем больше частота вращения, тем больше будет подаваться масла. Думаю, что многих мотолюбителей заинтересует такое усовершенствование.