Вилка – узел, влияющий на управляемость и ходовые качества мотоцикла, передняя вилка – составная часть его ходовой. Здесь следует подчеркнуть важность гидравлических характеристик вилки. Люфт в узле должен быть минимальным, поскольку любое изменение зазора сильно ухудшает управляемость мотоциклом. А как влияет управляемость мотоцикла на здоровье байкера и чем это оборачивается на практике, хорошо знают врачи-травматологи.
Вилочное масло влияет на характеристики сжатия и отбоя гидравлического узла вилки и работает наравне со всеми другими деталями, поэтому к маслу для вилок предъявляются такие же серьезные требования, как и к любой другой детали мотоцикла.
Что же залить в вилку? Этот вопрос звучит довольно часто. Здесь все зависит от типа самой вилки и желания владельца мотоцикла относительно ее жесткости. Большинство современных спортивных мотоциклов имеют в вилках регулировку гидравлики. Если такой возможности у мотоцикла нет, то инструментом для такой регулировки становится именно масло: только с его помощью можно подобрать нужную гидравлическую характеристику.
Таким образом, замена вилочных масел - это сложная, а значит, и дорогостоящая работа по подбору гидравлических характеристик, которые должны сохраняться достаточно долго. Менять вилочное масло следует раз в 12-24 тыс. км, как правило, вместе с потерявшими герметичность сальниками. Для российских дорог максимальным можно считать пробег после 12 тыс. км. Данная работа требует профессионализма и аккуратности, поэтому лучше обращаться на сервис.
Помня, что скупой платит дважды, не стоит экономить при выборе масла, а лучше сразу отдать предпочтение синтетическим маслам, причем известных производителей масел для мототехники. Напомним, почему.
Синтетику отличают высокие противоизносные свойства, постоянство свойств в широком диапазоне температур. Отличные антиокислительные свойства увеличивают срок службы масел, высокие противопенные свойства гарантируют стабильность амортизационных характеристик. Антифрикционные свойства улучшают скольжение, обеспечивается защита сальников. Синтетика предотвращает изнашивание втулок и алюминиевых стаканов вилок обычного вида. Все синтетические масла смешиваются между собой, что позволяет менять их вязкость в зависимости от желаний или требований, а значит получать необходимую жесткость.
Вилочные масла (или амортизационные жидкости для вилок) группируются по своей вязкости на супермягкие, мягкие, средние и жесткие. Например, вилочные масла старейшего производителя масел, в том числе и для мотоциклов, Motul гаммы Factory Line имеют следующий вязкостный ряд: 2,5W - Very Light (очень мягкое), 5W – Light (мягкое), 7,5W - Light /Medium (мягкое, ближе к среднему), 10W – Medium (среднее). Такая широкая гамма вязкостей позволяет удовлетворять практически любых производителей вилок, а также дает возможность для ювелирной точности в подборе жесткости путем смешения этих масел. Другую гамму вилочных масел Motul – новинку сезона гамму Expert отличает несколько другая концепция – больший уклон в более жесткие масла: 5W – Light, 10W – Medium, 15W – Medium /Heavy (среднежесткое), 20W – Heavy (жесткое). Кроме того, содержащийся в этих маслах модификатор трения значительно облегчает скольжение, масло защищает манжеты и сальники от преждевременного старения.
Как правило, ведущие производители вилочных масел дают рекомендации по их применению. Так, Motul советует для классических телескопических вилок применять смесь средних и жестких масел, а для перевернутых вилок – мягкие и супермягкие масла. Высокую вязкость (жесткое масло) можно рекомендовать для реализации спортивных амбиций.
Стоит добавить, что все перечисленные масла Motul гаммы Factory Line изготовлены на основе эстеров – эфиров растительного происхождения, изобретение которых прославило этот химический концерн и поставило его продукцию практически в ранг эксклюзивной. Благодаря вилочным маслам на основе эстеров стало возможным значительное увеличение срока их службы, а также беспрецедентные противозадирные и антиокислительные свойства, стабильность вязкости, биоразлагаемость этих продуктов. В процессе испытаний масел Motul в лабораторных условиях проверяется усилие масла на поршне в процессе работы, проводятся испытания на стенде трения, далее масло испытывается в условиях гонок, а затем повторно проводится тест отработавшего масла на испытательном стенде для выявления степени ухудшения свойств.
В пользу продукции Motul говорит и постоянное техническое сотрудничество специалистов этой французской фирмы с крупнейшими мировыми производителями мототехники, а также положительные отзывы о ней спортсменов-профессионалов с мировым именем.